marinarakis (marinarakis) wrote,
marinarakis
marinarakis

Categories:

Фильм "Республика ШКИД". Осторожно, спойлеры.

Фильм о перевоспитании беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД) в постреволюционной России. В начале фильма решается судьба главного героя Янкеля, пойдет он в исправительную школу или сразу в колонию. Прототипом Янкеля был Григорий Черных - один из выпускников ШКИДа, который впоследствии и написал повесть "Республика ШКИД" вместе со вторым выпускником - Алексеем Пантелеевым.

Янкеля забирает к себе в ШКИД педагог Виктор Николаевич Сорокин, или, как его прозвали потом ученики, Викниксор. Прототип Викниксора - Виктор Николаевич Сорока-Росинский, педагог, основатель ШКИДа. До основания ШКИДа он учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, увлекался экспериментальной психологией и педагогикой. Был близко знаком с Бехтеревым, слушал его лекции и работал вместе с его учеником Лазурским.

После революции беспризорников и детей с нарушениями в развитии часто объединяли в одни и те же исправительные школы. Сорока-Росинский был не согласен с таким подходом. Он считал, что беспризорники - нормальные дети, даже во многом талантливые, раз умеют выживать на улице.

Итак, Янкель попадает в ШКИД, знакомится с его постояльцами - такими же беспризорниками и мелкими преступниками, как и он. ШКИД готовится к своему открытию. В здании делают ремонт, преподаватели ждут начала уроков, на кухне готовится завтрак, а первые воспитанники в это время устраивают драку в спальне.



Викниксор приходит в спальню к мальчикам, останавливает драку, и обозначает правило: "Кто не явился на завтрак, завтракать будет в ужин!". Беспризорники послушно идут завтракать в столовую? Ага, щас. Они отправляют в столовую "дежурного", он обманывает повариху и приносит завтрак в спальню.



После завтрака мальчишки, идут, конечно же, не на занятия, а гулять в город. Они отбирают у сторожа ключи, забрасывают их на дерево. Возвращаются к ужину, с какими-то наворованными вещами и алкоголем. Смеются над сторожем, заглядывают на кухню, забирают кастрюлю с едой у растерянной поварихи, пристают к учительнице немецкого и продолжают пьянствовать уже в школьной спальне.



Учительница немецкого плачет, повариха плачет, сторож деморализован. Только Викниксор говорит, что без шипов не бывает роз. Он садится за пианино, и начинает петь "Рыцарский романс". То ли он хочет приободрить плачущую учительницу немецкого, то ли свой боевой настрой поддержать, то ли просто отвлечься от проблем, но в итоге этим он привлекает внимание детей. Но не потому что им интересно, а просто он там громко поет и мешает им оттягиваться.



У "деточек" оказывается при себе револьвер, с которым один из беспризорников заходит к играющему на пианино Викниксору. За дверью раздается выстрел, а через секунду Викниксор вышвыривает зарвавшегося хулигана из кабинета и продолжает играть на пианино, будто ничего такого не произошло.



На следующее утро Викниксор решает, что раз дети не хотят по хорошему, то будет по-плохому. Вместе со сторожем и учителем гимнастики, они насильно поднимают мальчишек на завтрак, умывают их, а во время завтрака за любое неповиновение выгоняют из-за стола, оставляя без еды. Ну и, конечно, никого больше не отпускают гулять в город.



Ученикам не нравятся все эти запреты, но тем не менее, никто не хочет остаться без завтрака, да и все уже поняли, что Викниксору на голову не сядешь. Бунтовать мальчишки начинают после того, как выгоняют учителя словесности, который вместо уроков пел с ними песни. Они организовывают свое "государство", выпускают агитационные газеты, назначают министров, и начинают настоящую войну - бьют учителей, разносят школу.



Викниксор реагирует спокойно, будто бы он и ждал чего-то подобного. Остальные учителя просят его вернуть назад учителя словесности, но он отказывается, понимая, что увольнение учителя-подпевалы - это всего лишь предлог для бунта, а не реальная его причина. Он предлагает мальчикам переговоры.



Он говорит им:
- А знаете что, ребята, вы бузите не из-за Арикова. Что вы с ним прошли? Чему он вас научил?
- Ну он хорошо умел...
- Что он умел? Петь?
- Ага, про сосиськи!
- Вот-вот. Полюбили проходимца за какие-то сосиски. Вы же умные ребята, с громадным знанием жизни. Как вы могли? Музыку любите, а на инструменте неприличное слово нацарапали.



Викниксор садится за пианино и начинает играть "Гаудеамус". Мальчики собираются вокруг него. Один из них говорит:
- Наша песня! Воровская!
- Почему воровская?
- А как будто нет! У нас на Лиговке карманник Гимус шурудил.
- Ха! Это ж Гаудеамус!
- Верно, Ионин, это Гаудеамус. Старинный студенческий гимн. Это латынь.
- А как будет по-русски?
- Переведите.
- Пожалуйста: будем веселы...
- Пока мы молоды! А зачем переводить? Сочиняйте свой гимн. У вас имеется государство, а гимна нет.



Я думаю, эта речь - это переломный момент фильма, после которого ученики перестают видеть в Викниксоре "халдея", а начинают видеть авторитет или даже друга.

Дальше в фильме будет еще много конфликтов: появление честного и смелого Пантелеева и его противопоставление себя ШКИДовцам, появление школьного ростовщика, отнимающего хлеб у младших школьников. Во второй части фильма - появление хулигана Мамочки, его попытка обокрасть друзей и сбежать, и в итоге, переосмысление и сожаление. Наиболее трогательный, на мой взгляд, момент в фильме, когда Викниксор доверяет Мамочке купить лекарства своей больной маме.

Смотрели фильм? Нравится?
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments